Главная » 2009»Июль»25 » Владимир Высоцкий - 29 лет со дня смерти Великого армейского болельщика!
Владимир Высоцкий - 29 лет со дня смерти Великого армейского болельщика!
17:16
Таких как он не было, нет, и не будет! Наш сайт отдаёт дань памяти
этому Великому человеку..и предлагает вашему вниманию интервью с его
сыном.. Никитой Высоцким.
Корреспондент
встретилась с Никитой Высоцким. Беседа состоялась в Центре-музее его
отца неподалеку от Театра на Таганке. В таких местах время способно
поворачиваться вспять. В середине разговора к нам заглянул друг
Владимира Высоцкого — актер Валерий Золотухин. И оставшаяся часть
интервью проходила под аккомпанемент песни «На Большом Каретном»,
которую Золотухин с чувством запел в соседней комнате… В этом его дар
— Никита Владимирович, ваш отец всегда выглядел человеком крепким, натренированным. Он занимался спортом? —
У нас даже была выставка: «Спорт в жизни Высоцкого». Так, чтобы
серьезно заниматься спортом, одним видом — нет. В детстве у него
обнаружили порок сердца, поэтому большие нагрузки были противопоказаны.
Но он занимался всем понемногу: боксом, акробатикой, хоккеем.
— Видела фотографию, где он с аквалангом… —
Да, отец занимался дайвингом. Хорошо плавал. На лошади скакал, фехтовал
неплохо. Ему многие вещи давались легко. Машину научился водить быстро.
На гитаре заиграл практически с ходу. Он был по-спортивному одарен,
хорошо владел своим телом и быстро все схватывал.
— Правда, что он мог на руках подняться на второй этаж? — Да, и делал «крокодила» на одной руке, а это довольно сложно. У меня во всяком случае не получается.
— В «Гамлете» у него было много сцен, требующих серьезной спортивной подготовки. —
А в «Жизни Галилея» он стоит на голове, потом обливается холодной
водой. В «Десяти днях, которые потрясли мир» тоже была сложная роль с
точки зрения «физики». Он мог сделать на сцене и кульбит, и фляк. В то
время в театре много внимания уделялось культуре тела. Для актеров это
был своеобразный кодекс.
— В
фильме «Служили два товарища» герой Высоцкого — поручик Брусенцов —
падает с четырехметрового борта корабля. Он сам делал этот трюк? —
Сам, тогда редко прибегали к помощи каскадеров. Но иногда кто-то
снимался вместо него. Потому что это, конечно, большой риск. На
«Штрафном ударе», например, отец получил травму: лошадь его ударила
копытом, и он долго потом прихрамывал.
— С парашютом не прыгал? — Вы знаете, отец побаивался высоты.
— Говорят, он однажды сыграл вничью с чемпионом мира по шахматам Михаилом Талем… —
Есть легенда, что он даже обыграл Таля. (Улыбается.) Вокруг отца много
разных мифов. Нет, конечно, как можно на равных играть с Талем? Они
иногда встречались. И Таль говорил, что отец играл очень цепко.
— За какой клуб он болел? — Вообще-то за ЦСКА,
но когда спрашивали, за какую футбольную или хоккейную команду болеете,
отвечал: «За сборную, красивую игру и победу». Его действительно трудно
было назвать болельщиком. Для него были важны не рекорды, а преодоление
человеком самого себя. То сверхнапряжение, которое он испытывает,
поднимаясь над собой.
— А близкие друзья из мира спорта у него были? —
Он был дружен с Валерием Харламовым. В последние годы — с Алексеем
Штурминым, который основал федерацию карате. Немного общался с
баскетболистами — Иваном Едешко и Анатолием Мышкиным. Он вообще хорошо
сходился с людьми. Входил в чужой мир легко, ненавязчиво. Располагал к
себе — искренностью, неподдельным интересом. Многие говорят: «Мой друг
Высоцкий». Они его видели-то всего два раза. Но он так к людям
относился, что возникало полное ощущение, что они друзья.
—
Ваш отец написал больше двадцати песен о спорте. Как, не будучи
спортсменом и болельщиком, он смог так точно воспроизвести драматургию
спорта и показать психологию представителей разных видов? — В
этом его дар. Он говорил: «Когда пишешь, должно быть 90 процентов
воображения и только десять — жизненного опыта. Не будучи альпинистом,
написал песни, которые стали их гимном. На съемки «Вертикали», в горы
отец ехал с довольно легкомысленным настроем. Альпинисты были для него
загадкой. Писал моей маме в письме: зачем они идут в горы? Потом узнал,
что там погиб альпинист. Отец участвовал в спасательной операции, и его
все это очень взволновало. Он пробыл в горах меньше месяца и буквально
на одном дыхании написал песни, которые живут уже больше сорока лет. А
строки из них пишут на надгробиях погибших альпинистов. Мог бы сыграть Всеволода Боброва
—
В фильмах о спорте того времени главные роли играли актеры, далекие от
спорта. Высоцкий наверняка сыграл бы более глубоко и точно… —
Его вообще приглашали в кино мало. Принято считать, что он сыграл около
сорока ролей. Но главных за более чем двадцать лет не больше восьми.
Его неохотно утверждали. А случалось — уже подписывали договор,
покупали билеты в киноэкспедицию, но в последний момент меняли решение.
— Почему? Может, потому что его герой получился бы слишком мятежным… —
Нет, просто понимали, что с ним будет связано много проблем. Он был
человеком непростым. Хотя, конечно, профессионалом. Поэтому многие
просто не хотели связываться. А сейчас почему-то у некоторых мнение,
что он был слишком благополучным, преуспевающим.
— Как вы думаете, кого он мог бы сыграть? — Всеволода Боброва, мне кажется. Они были знакомы.
—
На Олимпиады вместе со спортсменами выезжают «группы поддержки» из
известных актеров, музыкантов, депутатов. Многие болельщики называют
это «околоспортивной тусовкой». Как вы думаете, если бы Высоцкого
пригласили, он согласился бы? — Дело не в том, что он не стал
бы там тусоваться. Почему? Он был нормальным человеком, умел
веселиться. Но одно дело быть рядом с победителями и пить шампанское, а
другое — поддержать после поражения.
В 1976-м, на Олимпиаде в
Монреале, когда наши футболисты проиграли, он тоже там был. И случайно
в магазине встретил Леонида Буряка с Олегом Блохиным. Позвал их к своим
знакомым, у которых они остановились с Мариной Влади. И пел для них.
Просто пел — для людей, которые проиграли в чужой стране, которым было
плохо и одиноко. У меня сохранилась запись. Там только одна шуточная
песня о спорте. Остальные — серьезные и душевные. Он тонко чувствовал,
что человеку в такой момент нужно от искусства.